Модифицированный опросник Дж. Чейпи
Оценка базового опыта ребенка:
Приходилось ли малышу сопровождать Вас на почту, в банк, в магазин?
Был ли ребёнок в библиотеке?
Приходилось ли Вашему чаду бывать в деревне, в зоопарке, в музее?
Была ли у Вас возможность регулярно читать сыну (дочери) или рассказывать интересные истории?
Проявляет ли малыш повышенный интерес к чему-нибудь, есть ли у него увлечения?
Оценка физического развития:
Хорошо ли малыш слышит?
Хорошо ли ребёнок видит?
Способен ли он просидеть спокойно в течение некоторого времени?
Развита ли у ребёнка координация моторных навыков, например, может ли он играть в мячик, прыгать, ходить вверх и вниз по лестнице?
Выглядит ли малыш здоровым, бодрым, отдохнувшим?
Оценка эмоционального развития:
Выглядит ли ребенок веселым (дома и в гостях, на прогулке среди товарищей)?
Сформирован ли у него образ себя как человека, который многое может?
Легко ли ребенку переключиться при изменениях в привычном режиме дня, перейти к решению новой задачи?
Способен ли малыш работать самостоятельно, соревноваться с другими ребятами?
Оценка речевого развития:
Может ли Ваш малыш назвать и обозначить окружающие его предметы?
Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?
Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные бытовые приборы и вещи: щетка, пылесос, холодильник?
Может ли малыш объяснить, где расположены предметы: на столе, под столом?
В состоянии ли ребенок рассказать историю, описать какой-нибудь происшедший с ним случай?
Четко ли малыш выговаривает слова?
Правильна ли с грамматической точки зрения речь ребенка?
Оценка умения общаться:
Включается ли ребенок в игру других ребят?
Соблюдает ли малыш очередность, когда этого требует ситуация?
Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?
Способен ли малыш участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо сценку спектакле?
Оценка когнитивного развития:
Может ли ребенок идентифицировать что-то по какому-нибудь признаку? Например, найти картинку, не похожую на остальные.
Может ли ребенок различать звуки и короткие слова б/п, кот/год?
Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?
Может ли ребенок сам, без посторонней помощи, сложить головоломку или пазл из пятнадцати элементов?
Может ли малыш рифмовать слова?
Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?
Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?
Если все ответы оказались утвердительными, то ребенок готов к школьному обучению.
Если ответы на двадцать и более процентов отрицательные, то это свидетельствует о низком уровне готовности ребёнка к школьному обучению.
Описание процесса подсчета результатов.
Тест Керна-Иерасека
С помощью этого теста можно выявить уровень психического развития ребенка, развитие его глазомера, способности к подражанию, степень сформированности мелкой моторики).
Цель: исследовать уровень готовности детей экспериментальной и контрольной групп к школьному обучению, в частности выявить уровень психического развития ребенка, развитие его глазомера, способности к подражанию, степень сфорсированности тонких двигательных координаций.
Ход обследования:
С помощью приведенного теста, в общих чертах, можно определить интеллектуальное развитие дошкольника, умение подражать образцу, способность к сосредоточенности, умение концентрировать внимание.
Тест проводится индивидуально с каждым испытуемым. Ребенку дают нелинованной лист бумаги. Карандаш или ручку кладут так, чтобы ребенку было одинаково удобно взять его и правой, и левой рукой. Затем психолог поочередно даёт инструкции к каждому заданию, ребенок выполняет.
Обработка данных. В ходе выполнения каждого задания, педагог оценивает результат (от 1 до 5 баллов).
По сумме баллов за 3 задания определяется уровень сформированности готовности к обучению в школе:
если ребенок набрал от 3 до 6 баллов - высокий уровень готовности;
если ребенок набрал от 7 до 11 баллов – средний уровень готовности;
если ребенок набрал от 12 до 15 баллов – низкий уровень готовности (требуется более глубокая диагностика)