Согласно трудовому законодательству, трудящимся положено проходить периодическую проверку соответствия или несоответствия занимаемой должности. Эту же цель преследует и аттестация педагогических работников. Её проведение установлено правовыми нормативными актами или локальными актами трудового права, которые действуют у работодателя. В любом случае там отражены все особенности и порядок аттестации педагогических работников, с обязательным учётом специфики деятельности, а также условий, в которых она осуществляется.
Аттестация преследует определенные задачи.
Стимулировать целенаправленное, непрерывное повышение уровня квалификации работников педагогической сферы, личностного и профессионального роста, их методологической культуры.
Определить нужность повышения квалификации работников педагогических учреждений.
Повысить эффективность и качество профессиональной деятельности.
Выявить перспективы в использовании потенциальных возможностей работников педагогической сферы.
Учёт требований ФГОС в реализации образовательных программ и кадровые условия при формировании состава организаций.
Обеспечить дифференциацию размера оплаты труда работников педагогических учреждений, учитывая установленную квалификационную категорию и объём работы.
Аттестация педагогических работников с целью выявить соответствие занимаемой должности является обязательной и должна проводиться каждые пять лет, вне зависимости от желания преподавателя. А установить более высокую квалификационную категорию можно при желании педагогического работника в любое время. Для этого ему необходимо просто подготовиться и подать документы на аттестацию.
Аттестация педагогических работников
Аттестации с целью установления квалификационной категории проводятся в одной из двух форм:
1.Тестовые, контрольные, срезовые задания (устный опрос, письменный опрос, тестирование).
2. Создание проблемных, затруднительных заданий (решение проблемных задач, шаблоны-головоломки и т.п.).
3. Демонстрационные: организация выставок, конкурсов, соревнований, презентация.
4. Анкетирование.
5. Проект.
6. Педагогическая диагностика.
7. Передача обучающемуся роли педагога.
8. День творчества в кружках.
9. Самооценка обучающихся своих знаний и умений.
10. Комбинированная: анкетирование, наблюдение, решение проблемы.
11. Индивидуальные карточки с заданиями различного типа.
12. Групповая оценка работ.
13. Тематические кроссворды.
14. Собеседование.
15. Деловые игры.
16. Творческий отчет (концерт, выставка и т.п.).
17. Защита рефератов.
18. Домашнее задание на самостоятельное выполнение.
19. Карта индивидуальных достижений.
20. Зачет (экзамен).
Аттестация руководителей образовательных организаций
Аттестация — это обязательная процедура для всех директоров школ. С одной стороны она помогает учредителю образовательного учреждения выбрать оптимального кандидата на должность руководителя и периодически проверять правильность своего выбора. С другой стороны — аттестация способствует профессиональному росту директора — ему необходимо разбираться в новых технологиях, следить за финансовой деятельностью учебного заведения и знать последние изменения в сфере законодательства.